Интернет
Среди прочих целей работы ОО «Исследовательский институт развития и безопасности» являются проекты в сегменте интернет, а именно: подготовка, изучение и выработка осмысленной государственной политики в области управления использованием интернета, а также реализация различных механизмов и форм активного участия государства в формировании патриотических, нравственных и мировоззренческих устоев белорусского общества в интернете; изучение технологий, механизмов, вопросов и содействие в создании законодательных актов и законов в сфере информационной безопасности Республики Беларусь.
Социально активная аудитория мигрирует в интернет
Общеизвестный факт, что интернет оказывает негативное влияние на рынок печатных СМИ. Тиражи печатных изданий по всему миру катастрофически падают. Аудитория быстро перетекает в интернет. Фатальные изменения в предпочтениях аудитории происходят и в таком влиятельном СМИ, как телевидение.
Аудитория всех средств массовой информации невероятными темпами «перетекает» в интернет!
Поддержка создания и стимулирование развития местного контента
Сегодня более 90% всего интернет-трафика приходится на ресурсы, которые находятся за пределами Беларуси. Аудитория идет туда, где ей могут предложить более интересный и качественный контент, где выше и технологичнее сервис, где проще и менее формализованы правила пользования ресурсами. Имея под боком большой русскоязычный рынок, на котором вкладываются огромные деньги в производство контента и развитие высококачественных сервисов, по факту мы имеем ситуацию, при которой абсолютное большинство молодой, качественной, социально активной аудитории сегодня живет в информационном и политическом пространстве другой страны. Наличие современных и доступных программ-переводчиков, а также быстро возрастающий уровень знания иностранных языков, особенно в молодежной среде, снимает языковой барьер. Там, белорусские пользователи читают новости, аналитические материалы, пользуются почтой и поиском, знакомятся и т.д. Формируемое таким образом мировоззрение наших граждан, особенно в свете последних «информационных войн», противоречит патриотическим, культурным и ментальным ценностям Беларуси и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны.
Все эти новые вызовы технологического развития современного общества требуют срочно выработать осмысленную государственную политику в области управления использованием интернета, а также реализовать различные механизмы и формы активного участия государства в формировании патриотических, нравственных и мировоззренческих устоев белорусского общества в интернете. Существующая в нашей стране модель управления информированием общества, основанная на контроле информационных источников и на ограничении доступа к неконтролируемым источникам, в новых условиях быстро устаревает и теряет эффективность.
Возможности ограничения доступа
Идея технической фильтрации контента не является новой. На сегодня такие страны, как Китай, Иран, некоторые страны Ближнего Востока реализовали, либо находятся в стадии реализации проектов по фильтрации контента, ограничения доступа и цензуре поисковых запросов. Однако признать данный метод эффективным нельзя. Так, наиболее дорогостоящий и продвинутый проект китайского Firewall-a легко обходится пользователями путем использования сленга в поисковых запросах. А китайская компания, разработавшая программный фильтр Green Dam, который должен был устанавливаться на все компьютеры страны и фильтровать веб-контент, и вовсе была вынуждена распустить свою команду в Пекине из-за прекращения государственного финансирования.
По сути, попытка решить сложный комплексный вопрос управления интернетом, важнейшей сферы государственных интересов, чисто техническим способом приводит только к увеличению доходности крупных IT-корпораций, которые одной рукой продают оборудование для фильтрации контента правительствам, а другой — выводят на рынок решения для ее успешного преодоления. Вывод прост — попытка использовать методы контроля, которые были эффективны на прошлых этапах технологического развития общества, в сегодняшних условиях мгновенной глобализации и быстрой смены технологий не дают ожидаемого эффекта.
Интеллектуальная собственность:
Особое место в данной программе должно уделяться вопросу защиты прав интеллектуальной собственности. Положение дел в этой области носит катастрофический характер. Фактически все провайдеры интернет-услуг имеют внутренние ресурсы, так называемые «медиагалереи», заполненные нелегальным программным продуктом и контентом.
Вопрос на сегодня стоит так остро, что необходимо срочно создать в рамках Комитета государственного контроля отдельное подразделение, которое бы смогло в кротчайшие сроки навести порядок в этой сфере. Также нельзя недооценивать возможности по формированию положительного имиджа страны на международной арене как страны, эффективно борющейся с пиратством.
Что делать?
Единственной эффективной альтернативой, которую можно противопоставить политике запретов и сдерживания, является политика активного присутствия в интернете. Наступательная стратегия, где государству должна принадлежать роль лидера и катализатора инновационных процессов, намного привлекательнее в глазах мирового сообщества и молодого избирателя. Именно поэтому в последнее время ведущие мировые политики активно используют интернет в качестве коммуникационного канала, обеспечивающего прямой доступ к многочисленной социально активной аудитории. Микроблог президента США Барака Обамы в социальной сети «Twitter» является одним из наиболее популярных в интернете, канцлер Германии Ангела Меркель активно использует видеозаписи своих обращений на видеохостинге «YouTube», а президент Российской Федерации Д.Медведев ведет видеоблог на своем официальном сайте.
Это не дань моде, а совершенно осмысленная работа по освоению новых высокотехнологичных инструментов политической работы.